Инклюзивное образование
Специальные условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБДОУ д/с № 67
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 67» г.Таганрога представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», ПРИКАЗ от 31 июля 2020 года N 373 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, уставом МБДОУ д/с № 67 созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические и материально-технические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч.16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Цель функционирования групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ д/с № 67 – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими адаптированной основной образовательной программы (по направлению) и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
В МБДОУ д/с № 67 функционирует 3 группы компенсирующей направленности:
Вид группы |
Количество обучающихся с ОВЗ |
Дети-инвалиды |
Группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью (нарушение интеллекта). Возраст обучающихся: с 3 до 8 лет. |
12 |
10 |
Группа компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Возраст обучающихся: с 3 до 8 лет. |
10 |
6 |
Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Возраст обучающихся: от 3 до 8 лет. |
8 |
8 |
Положение о порядке реализации программ реабилитации или абилитации инвалидов (ребенка-инвалида) (ИПРА) в МБДОУ д/с № 67
В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ д/с № 67 создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент обучающихся, в настоящее время возможностями помещения МБДОУ укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.
МБДОУ д/с № 67 включен в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». В рамках программы осуществлен ремонт входной группы, установлен пандус. Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ). Паспорт доступности объекта социальной инфрастуктуры (ОСИ) № 82 от 20.08.2018г., карта доступности объекта на сайте https://zhit-vmeste.ru/map/?ELEMENT_ID=86143.
Лестничный марш и коридор по пути следования детей установлены дополнительные сборные перила. Поверхность лестниц и коридоров покрыта ковровым покрытием. В группе для детей с ТМНР оборудована туалетная комната (адаптированная для детей с НОДА).
Специально оборудованные кабинеты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Кабинет учителя–логопеда, учителя-дефектолога, 2 групповые комнаты доступны для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в том числе маломобильных граждан (расположены на первом этаже). В кабинетах специалистов имеются индивидуальные ортопедические многофункциональные передвижные стулья со съемным столиком для детей с двигательными нарушениями, вертикализаторы.
При организации образовательной деятельности в МБДОУ учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ. Созданы специальные условия для организации образовательного процесса - реализуются адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)МБДОУ «Детский сад № 67» (принята на Педагогическом совете 30.08.2019 г. года протокол № 1)
- Описание адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с умственной отсталость МБДОУ дс № 67
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра МБДОУ «Детский сад № 67» (принята на Педагогическом совете 30.08.2019г. года протокол № 1)
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии МБДОУ «Детский сад № 67» (принята на Педагогическом совете 1.09.2020г. года протокол № 1)
В МБДОУ д/с № 67 функционирует психолого-педагогическая консилиум для сопровождения детей с ОВЗ. В штат МБДОУ д/с №67 входят: учитель-логопед, учитель-дефектолог(3), педагог-психолог, инструктор по физической культуре (адаптированной физической культуре), музыкальный руководитель, тьютор которые участвуют в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума и направлена на определение и разработку индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Информация о составе педагогических работников МБДОУ д/с № 67 с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы доступна в разделе официального сайта «Сведения об образовательной организации» «Руководство. Педагогический состав» http://www.sadik67.ru/index.php/rezhim-raboty
Педагогические работники, осуществляющие образование детей данной категории, прошли обучение на курсах повышения квалификации по программа дополнительного профессионального образования:
- Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: проектирование и алгоритм реализации;
- Коррекционная педагогика и специальная психология: психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра;
- Логопедия (для учителей-логопедов ДОУ)» по проблеме: Организация, содержание и технологии коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с учетом требований ФГОС ДО;
- Организация инклюзивного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
- Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями.
Сотрудники МБДОУ д/с № 67 прошли инструктаж по программе «Обучение персонала по вопросам, связанным с организацией и обеспечением доступности объектов, услуг и ситуативной помощи инвалидам и другим маломобильным гражданам», «ПРАВИЛА этикета при общении с инвалидами»
Предоставление услуг ассистента (помощника) – необходимую помощь воспитанникам в МБДОУ оказывают воспитатели, специалисты и помощники воспитателя, работающие на группе компенсирующей направленности. Помощнику воспитателя групп компенсирующей включена трудовая функция по оказанию услуг «ассистента».
СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫЕ КАБИНЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ И УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Кабинет учителя–логопеда, учителя-дефектолога, 2 групповые комнаты доступны для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (расположены на первом этаже).В кабинетах специалистов имеются индивидуальные ортопедические многофункциональные передвижные стулья со съемным столиком для детей с НОДА, вертикализаторы |
||||||||||
БИБЛИОТЕКА, ПРИСПОСОБЛЕННАЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Отсутствует |
||||||||||
ОБЪЕКТЫ СПОРТА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Физкультурный зал |
||||||||||
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Для детей с нарушением интеллекта, расстройствами аутистического спектра, тяжелыми множественными нарушениями развития – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, тренажеры, сортеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки бизиборды, тактильные панели (5 видов), мягкие дидактические столы (3 вида), балансир-доска (Рыбка), качалка-балансир (Чаша), мягконабивная дидактическая игрушка: «Черепаха», «Фруктовый сад», «Огород», световой стол для рисования песком (2 шт.) |
||||||||||
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЕ МАДОУ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
МБДОУ д/с № 67 включен в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». В рамках программы осуществлен ремонт входной группы, установлен пандус. Определены мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ). Паспорт доступности объекта социальной инфрастуктуры (ОСИ) № 82 от 20.08.2018г., карта доступности объекта на сайте http://zhit-vmeste.ru |
||||||||||
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
В детском саду организовано многокомпонентное, 4-х разовое сбалансированное питание детей. Питание детей в МБДОУ д/с № 67 рационально сбалансировано, соответствует возрастным нормам, с возможностью замены блюд для детей-аллергиков. Организация питания в детском саду сочетается с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, вывешивая ежедневное меню детей. Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку, хранению продуктов и процессу приготовления пищи. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Режим питания детей
Создание отдельного меню для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется |
||||||||||
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
В МБДОУ д/с № 67 создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
||||||||||
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИЦИОННЫМ СЕТЯМ, ПРИСПОСОБЛЕННЫМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Отсутствует |
||||||||||
ДОСТУП К ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Отсутствует |
||||||||||
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Интерактивный программно-методический комплекс с видеобиоуправлением МОБИ «Малыш»; |
||||||||||
ОБЩЕЖИТИЯ, ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Не предоставляются |
Образование детей с ОВЗ и инвалидностью
На базе МБДОУ д/с № 67 работает бесплатный КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР подробнее...
2 апреля –
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
• Сегодня подобные расстройства выявляют примерно у каждого 68 ребенка, а у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек.
• Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье.
• При этом причины возникновения аутизма до сих пор точно не известны. От него никто не застрахован.
Думаете это вас не касается? Кто знает?
Что нужно знать об аутизме?
• Аутизм - пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
• Аутизм встречается гораздо чаще, чем принято думать.
• Аутизм входит в четвёрку самых распространенных заболеваний детского
возраста и уступает лишь сахарному диабету, бронхиальной астме и эпилепсии
• Аутизм встречается с одинаковой частотой независимо от национальности, культуры, вероисповедания и уровня жизни, хотя, похоже, он чаще встречается среди мужчин, чем среди женщин.
• Аутизм - пожизненное состояние, дети с аутизмом вырастают и становятся взрослыми с аутизмом.
Как состояние аутизм является спектром. Это значит, что, хотя всех людей с аутизмом объединяют трудности в определенных сферах, это расстройство по-разному проявляется у каждого отдельного человека.
По материалам буклета
National Autistic Society (Великобритания)
Как люди с аутизмом воспринимают мир?
• Люди с аутизмом рассказывают, что для них окружающий мир - это хаос из людей, мест и событий, в котором им бывает невозможно разобраться. Эти трудности в восприятии окружающего мира могут вызвать у них очень сильную тревожность.
• В первую очередь, людям с аутизмом трудно понимать других людей и общаться с ними. Поэтому повседневное общение с членами семьи и социальные события могут быть для них особенно тяжелыми.
• Обычные люди интуитивно понимают, как общаться и взаимодействовать друг с другом, но у людей с аутизмом это интуитивное знание является отсутствующим, и они могут думать, почему они «не такие как все».
Дети и взрослые люди с аутизмом испытывают трудности в следующих областях:
• Трудности с социальным взаимодействием
• Ограниченные области интересов, повторяющиеся или стереотипные движения и формы поведения
• Трудности в общении
• Сенсорные нарушения
Аутизм — это заболевание организма в целом
• Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, которое влияет на мышление, восприятие, внимание, на способность общаться, понимать язык и взаимодействовать с другими.
• Аутизм, в то же время является и заболеванием всего организма, вовлекая все уровни — от молекулярного до клеточного, от иммунной системы до желудочно-кишечного тракта.
• Аутизм — не состояние, а процесс, поддающееся корректировке.
Наиболее эффективными являются психолого-педагогические методы коррекции: прикладной анализ поведения (метод с наибольшими доказательствами эффективности) и структурированное обучение, а также комплексное улучшение состояния тела — правильном питании, снижении токсичности окружающей среды, стимуляции иммунной системы, снижении стресса.
Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их последующая интеграция в жизнь общества.
Люди с аутизмом – это часть нашего общества, это граждане, друзья, члены семьи и такие же люди, как и мы. Принятие людей с аутизмом означает уважение к разнообразию человечества и гарантию того, что у каждого есть возможность быть оцененным по заслугам, участвовать в жизни общества и вносить свой вклад.
Помните, что люди с аутизмом точно также могут учиться, работать, любить и дружить.
• Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года. • Этот Всемирный день учреждён по инициативе Государства Катар. • Эта инициатива была введена с целью подчеркнуть необходимость помощи и повышения качества жизни людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). |
В этот день по всему миру правительства, общественные организации и объединения проводят мероприятия, чтобы привлечь внимание к распространенности аутизма, проблемам людей с аутизмом и их семей.
Более того, весь месяц апрель считается месяцем информирования об аутизме.
Акция «Зажги синим» в поддержку семей, воспитывающих таких детей, которая получила название «Зажги синим» («Light It Up Blue»).
Улицы, площади, здания, витрины, залы музеев, галерей и других учреждений освещаются синим цветом, который считается международным символом аутизма. Подобная подсветка используется в основном в вечернее время.
Днем в зависимости от особенностей и ресурсов различных учреждений украшаются синим цветом фасады, внутренние помещения – синие воздушные шары, фольга, ткань – любые виды декора. Кроме этого проходят различные мероприятия - раздача листовок об особенностях аутистов, синих воздушных шаров, лекции на эту тему, флэш-мобы и так далее.
Акция #зажгисиним
Поддержать акцию приглашаются все желающие, можно выбрать любой из удобных способов:
1. Надеть 2 апреля синюю одежду и предложить вашим друзьям, коллегам и родственникам последовать примеру (это могут быть просто футболка, шарф, галстук или любой аксессуар синего цвета).
2. Подсветить синей лампой или
гирляндой окна вашей квартиры, дома или офиса.
3. Если изменить освещение невозможно, то можно украсить помещение учреждения, школы, офиса или общественной организации синими украшениями или плакатами.
4. Рассказать друзьям и знакомым об акции в социальных сетях с пометкой #зажгисиним и #аутизм (можно использовать свою фотографию в синей одежде).
Что в наших силах? Многое.
• Проявить уважение, стать другом, перестать задавать бестактные вопросы, проявить интерес к личности человека, а не к его особенностям.
• Давайте поможем людям с таким диагнозом почувствовать, что они не одни, что есть те, кто уже готов понять их точку зрения, другой взгляд на мир, что каждый человек важен и нужен. Поможем поверить в себя!
Помощь, которую может оказать практически любой человек
1) Узнайте об аутизме побольше.
• Читайте научные статьи и исследования
• Важно читать статьи, написанные самими людьми с аутизмом, в которых они пишут о том, что значит быть аутистом, как они воспринимают мир, с какими трудностями они сталкиваются, что они хотели бы изменить и какой помощи ожидают от союзников.
2) Не молчите!
• Если вы слышите, как кто-то использует слово «аутист» в качестве оскорбления, или заявляет что «аутизм - выдуманный диагноз», или что все люди с аутизмом не могут жить полноценной жизнью, или что вакцины вызывают аутизм, … если вы сталкиваетесь с подобными проявлениями непонимания и невежества, не молчите. Опровержение мифов — это один из самых необходимых видов помощи, потому что всегда есть шанс, что вы сможете переубедить человека, или людей, которые находятся рядом.
Можно также провести акцию в поддержку людей с аутизмом «#Ты сможешь».
В ходе акции необходимо на листе бумаги любого цвета написать короткое мотивационное послание о том, что можете сделать вы, и что обязательно получится сделать у ребенка с аутизмом, находящегося на инклюзивном обучении, сфотографироваться с этим посланием. Фото выложить на сайте образовательной организации.
Пример листа мотивационного послания:
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ, где Вы можете получить дополнительную информацию по проблеме аутизма:
• Информационный сайт благотворительного фонда «ВЫХОД»: http://outfund.ru/